Причастие
Персональный сайт учителя

 русского языка и литературы

Ильясовой Алины Фатыховны

Причастие

 

 

ХОД  УРОКА

1.Организационный момент:

 1.Приветствие

 - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка.

 2. Диагностика эмоционального состояния обучающихся на начало урока

 - В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Покажите мне. (Обучающиеся показывают условными знаками своё настроение: большой палец вверх – настроение хорошее, большой палец вниз – плохое).

 3. Отгадывание загадки, которую учитель читает наизусть:

                   Вот  свойство моё обязательное:

                  Склоняюсь я, как прилагательное.

                  На все вопросы его отвечаю,

                  Глагол по значению напоминаю

 - О чём эта загадка? (О причастии)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

 4.  Сообщение типа и цели урока (Слайд № 3).

 - У нас сегодня урок обобщения по теме «Причастие»;

-Какая цель стоит сегодня перед нами?

 все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление, обобщение, систематизацию ваших знаний о причастии, на подготовку к контрольному диктанту по изученной теме «Причастие».

 Обобщение, систематизация знаний о причастии

 5. Устный опрос-повторение в форме эстафеты

Задание: закончить предложения.

1).Причастие – это…

2).Причастия бывают…

3).В предложении причастия бывают…

4).Причастный оборот – это…

5).В предложении причастный оборот является…

6).Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…

7).Действительные причастия обозначают признак, который…

8).Страдательные причастия обозначают признак, который…

9).Суффиксами действительных причастий настоящего времени являются…

10).Суффиксами действительных причастий прошедшего времени являются..

11). Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются…

12).Суффиксами страдательных причастий прошедшего времени являются…

14).Краткую форму имеют…

15).В краткой форме причастия изменяются…

 6.- Следующее задание называется кроссворд «Спрятанное слово»

Вы должны правильно образовать причастия. Если это у вас получится, то вы найдете спрятанное слово.

 1.Который закипает.              Закипающий.

2.Которых избрали.                Избранные.

3.Который можно различить. Различимый

4.Которую заметили.             Замеченная.

5.Который отдал.                    Отдавший.

6.Которая записала.                Записавшая

7.Которых испытывают.         Испытанные.

8.Которую разлили.                 Разлитая

9.Которые зацвели.                  Зацветшие

Ответ: ПРИЧАСТИЕ.

 7. Орфоэпическая лотерея

Задание: произнести причастия.

Условие: вытянуть билет и чётко произнести слово.

 Забеленный, ободренный, обобщенный, разлученный, углубленный, озлобленный, отмежеванный, раскрепленный, погрызенный, повторен, повторена, введенный, внесенный, воспроизведенный, доведенный, довезенный, завезенный, занесенный, заселенный, избалованный, манящий, начавший, облегченный, омоложенный, приобретенный, расщепленный, скрепленный, упрощенный, унесенный, уплаченный.

 8.  Следующее задание направлено на умение отличать причастия от прилагательных и отглагольных прилагательных

 - Проверим, умеете ли вы отличать причастия от прилагательных и от отглагольных прилагательных. Чем они отличаются друг от друга?

 9. Учебная игра «Четвёртый лишний» (Слайд № 8):

А. 1.Залаявший  громко             Б. 1.Дремучий             В. 1.Священный

    2.Волнистые                2.Дремлющие на окне             2.Утиная

    3.Нежданный               3.Негаданный                           3.Загороженные

    4.Солнечное                4.Старший                                  4.Нечаянный

 

Взаимопроверка

 

10. Правописание причастий

4.1.Тест

А.В каком причастии –АЩ-(-ЯЩ-)? (Слайд № 9):

1).Пиш…щий

2).Пен…щийся

3).Скач…щий

4).Кол…щий

Б.В каком причастии –УЩ-(-ЮЩ-)? (Слайд № 10):

1).Вер…щий

2).Теп…щий

3).Леч…щий

4).Стел…щий

В.В каком причастии –ЕМ-? (Слайд № 11):

1).Множ…мый

2).Вид…мый

3).Чита…мый

4).Слыш..мый

Г.Какое причастие пишется с НЕ раздельно? (Слайд № 12):

1).(Не)замечена

2).(Не)прочитанная

3).(Не)проверенная

4).(Не)скошенная

 11. Выборочный диктант (Слайд № 14)

Задание: выписать причастия и распределить их в две колонки (Н,НН):  

 1).Пушка наша была заряже(н,нн)а картечью.

2).Свидетели устремили на него испуга(н,нн)ые глаза.

3).Сквозь разорва(н,нн)ую мглу скользнул последний безжизненный луч.

4).Избушка была заброше(н,нн)а, стёкла выставле(н,нн)ы.

5).Кругом стола было несколько некраше(н,нн)ыйх табуреток.

6).Дорога с обеих сторон обсаже(н,нн)а небольшими деревцами.

7).Ученик объяснял решё(н,нн)ую у доски задачу.

 Взаимопроверка (Слайд № 15):

                            Н                                                         НН

                  Заряжена                                            Испуганные

                  Заброшена                                          Разорванную

                  Выставлены                                       Решённую

                  Некрашеных

                  Обсажена

12. – Вспомним правописание не с причастием.

 Спишите. Раскройте скобки.

 (Не)осмысленные понятия легко забываются .Правила хорошо помнишь,  если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осознанное. И главное расстаться с ничем (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

5.Физминутка «Умный мяч» (Слайд № 16)

 Условие: учитель называет причастие и бросает мяч обучающемуся. Обучающийся отвечает, сколько Н в причастии и отглагольном причастии,

Слитно или раздельно пишется НЕ с причастием и отглагольным причастием

                       Н или НН?                           НЕ слитно или раздельно?

1.Исправленная рукопись              1.Негреющее солнце

2.Рваная рана                                   2.Не покрытая снегом земля

3.Вяленая рыба                               3.Не освещена

4.Выкаченная нефть                       4.Незаконченная работа

5.Глаженые брюки                         5.Не сокращены

6.Навешена на дверь                      6.Не успевшая высохнуть трава

7.Золочённые изделия                    7.Негодующий

8.Смышлённый мальчик                8.Непогасший костёр

9.Речь взволнована                         9.Не исследованная, а дикая тайга

10.Вопросы запутаны                    10.Не допускающий к себе

11.Насыщенный пылью                11.Не вооружены

12.Лица озабочены                        12.Не замерзающая, а бегущая речонка

13.Углублённое изучение             13.Не прекращающийся с утра дождь

14.Кованый меч                             14.Незаконченное дело

15.Крашеный пол                          15.Не обожжена

6.Повторение правописания причастных оборотов

 13.Работа с текстом (Слайд № 17)

Задание: списать, расставить знаки препинания.

    В старом парке начинающемся за оградой нашего дома есть кленовая аллея. Снегири наведывающиеся туда каждый день нас очень радовали. 

Их манят зимние деревья сплошь усыпанные лёгкими крылатыми семенами. Снегири похаживают по снегу сверкающему на солнце. До чего они хороши!

Для слабых учеников: работа по карточке.

 6.4.Редактирование (Слайд № 19)

Задание: найти и устранить ошибки в употреблении причастий.

 1).Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

2).Каждый, пожелавший бы участвовать в соревнованиях, может это сделать.

3).Фрукты нового урожая, отправляющимся с юга, уже поступают на север.

Для слабых учеников: работа по карточке.

6.5.Взаимопроверка (Слайд № 20):

 1).Ученик написавший изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.

2).Каждый, пожелавший участвовать в соревнованиях, может это сделать.

3).Фрукты нового урожая, отправленные с юга, уже поступают на север.

 6.7.Турнир знатоков причастия (Слайд № 21)

Задание: списать, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения.

    Мы пр(е,и)шли на кладбище н(е,и)чем (не)огр…ждё(н,нн)ое усе…(н,нн)ое д…ревя(н,нн)ыми кр…стами (не)осенё(н,нн)ое ни еди(н,нн)ым дер…вцем.

 ОСЕНИ?ТЬ

1.     Закрыть, покрыть (тенью чего-нибудь), заслонить (поэт. устар.).

2.      

   Мы пришли на кладбище, ничем не ограждённое, усеянное деревянными крестами, не осенёнными ни единым деревцом.

Мы – подлежащее, выраженное местоимением.

Пришли – сказуемое, выраженное глаголом.

На кладбище – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Ничем не ограждённое – определение, выраженное причастным оборотом.

Не осенённое ни единым деревцом – определение, выраженное причастным оборотом.   

 6.10.Проблемный вопрос (Слайд № 23):

 - В чём синтаксическая особенность этого предложения?

 6.11.Дополнительные вопросы (Слайд № 24):

 1).Сколько в этом предложении причастий?

2).А сколько причастных оборотов?

3).Из какого художественного произведения это предложение?

4).Кто автор этого произведения?

7.Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.

 1.         На уроке я

·         узнал(а)_________________________

·         понял(а)_________________________

·         научился (-лась)__________________

·         2. Лучше всего на уроке у меня

·         выходило__________________________

·         3. Основные трудности у меня

·         были______________________________

7.4.Диагностика эмоционального состояния на конец урока (Слайд № 26)

 - Ребята, покажите, каким стало ваше настроение в конце урока.

- Вы довольны?

- К проверочной работе готовы?

- Молодцы! Спасибо за работу!

ОЦЕНИВАНИЕ

8.Домашнее задание (Слайд № 27):

 А.Для сильных обучающихся: составить предложения по схемам:

1). Х, прич. + завис. сл. 2). Х, завис. сл. + прич.   3). Завис. сл. + прич. х

 Б.Для слабых учеников: в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» найти и выписать 3 предложения с причастиями, причастным оборотом.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения